1 января 1907 г. Отчет М.И. Трусевича П.А. Столыпину о реорганизации Департамента полиции
ГАРФ. Ф. 102. Оп. 288. Д. 33. Л. 80-91.

При вступлении моем 14 июня сего года в должность директора Департамента полиции Ваше Высокопревосходительство изволили разрешить мне принять ряд мер в видах изменения и улучшения как делопроизводства в самом Департаменте, так и в деятельности подведомственных ему органов власти.

По ближайшем ознакомлении с вверенным мне учреждением, я немедленно озаботился выполнением означенных указаний т ныне, по истечении полугода со времени принятия должности, почитаю своим долгом представить Вашему Высокопревосходительству нижеследующие сведения по упомянутому предмету, а равно и относительно общих данных деятельности Департамента за второе полугодие 1906 года.

Особенно обострившееся в этот период революционное движение, в связи с неблагоприятными правительству течениями в общественной жизни и первым в истории государства случаем роспуска законодательного учреждения, потребовали весьма напряженной деятельности Департамента, проявившейся не только в отделениях его, ведающих пресечение и преследование преступных деяний политических, но также и в тех делопроизводствах, работа коих касается вопросов законодательных, финансовых и обще-полицейских. Таким образом, при сравнении деятельности Департамента за вторые полугодия 1906 и 1905 годов, из коих последнее отличалось крайне бурными событиями в политической жизни России, оказывается, что за время с 1 июля по 31 декабря 1905 г. Департаментом выпущено 36 346 исходящих бумаг, за время с 1 января по 30 июня сего года – 54 017, а за рассматриваемое второе полугодие уже 91 960 номеров.

Наиболее тяжелая работа выпала на долю 1,2,5 и 7 Делопроизводств, а также Особого отдела, причем по 1-му Делопроизводству значительно увеличились переписки по пенсиям и пособиям в силу участившихся посягательств на чинов полиции и корпуса жандармов, а равно по выполнению постановлений закона 31 января 1906 г. об увеличении штатов полиции и по усилению средств Министерства внутренних дел для расходов на секретные и сыскные надобности, на содержание поднадзорных и друг., причем всего в текущем году Департамент распоряжался кредитами на сумму в 5 240 070 руб. 25 коп. Второе Делопроизводство приняло на себя всю канцелярскую работу по комиссиям, на которые возложена выработка проектов законов об исключительном положении, о неприкосновенности личности и устройстве полиции. Независимо от сего по тому же отделению происходил пересмотр вопросов об оставлении почти всех местностях империи тех или других видов усиленной охраны и велись переписки по целому ряду междуведомственных комиссий, создававшихся для обсуждения законопроектов, подлежащих внесению в Государственную Думу. Занятия Пятого Делопроизводства достигли выдающегося напряжения в силу развития деятельности Особого совещания, образованного при Вашем Высокопревосходительстве, на основании 33 ст. Положения об усиленной охране, причем названное отделение исполняло постановления означенного Совещания. Усилившееся революционное движение вызвало огромное увеличение дел в 7-м Делопроизводстве, ведающем наблюдение за формальными дознаниями, возникающими в империи, причем количество входящих за истекшее полугодие достигло 35 896. В такой же, если не в большей степени, возросла и работа Особых отделов, в коих сосредоточивается наблюдение за общественным движением и негласным розыском.

Наряду с выполнением столь исключительно тяжелых задач текущего делопроизводства, в Департаменте шла и усиленная работа по реорганизации внутренних его распорядков, а равно и по разработке целого ряда мероприятий, относившихся к созиданию новых условий деятельности местных органов.

В этой области, в связи с особенностями движения дел в некоторых отделениях, предпринято мною и частью уже выполнено следующее:

А. Часть Директора.

1. Одним из наиболее живых нервов Департамента являются Секретарская часть с общим журналом, через который проходят все поступающие бумаги и передаются, а нередко и выполняются распоряжением начальствующих лиц. Работоспособность этого отдела Департамента поднята ныне до высокой степени благодаря замене новыми лицами прежнего состава, не удовлетворявшего своему назначению. С 15-го июня в Секретарской части сосредоточено мной зашифрование и разбор всех условных депеш (кроме идущих по I Особому отделу). До означенного времени во всех отделениях были ключи шифров, применявшиеся низшими и иногда случайными служащими, благодаря чему столь серьезная тайна, как департаментский ключ, не была гарантирована. Ныне же за этим делом заняты 3 одни и те же лица, и таким образом обеспечен с одной стороны контроль за этой работой, а с другой – достигнута быстрота представления по начальству всех поступающих по телефону донесений. Наряду с этим, в стремлении к возможной экономии в расходовании денежных средств на шифрованные депеши, стоящие очень дорого, я воспользовался предложением лейтенанта флота г. Веселкина ввести его «редукционные» таблицы, зашифровывающие особыми слогами цифровой шифр, благодаря чему стоимость подобных депеш понижается вдвое. В виде опыта указанный новый способ введен уже мной для сношений с Московским и Киевским охранными отделениями, причем, если испытание это не укажет на необходимость значительного увеличения личного состава, занимающегося шифрованием, то система г. Веселкина будет принята и, вероятно, даст сбережение секретной суммы на 50-60 тысяч рублей в год.

2. К Секретарской части приурочена канцелярия чиновников особых поручений, состоящих при Департаменте.

Необходимость усиления состава лиц, пользующихся правами производства дознаний в порядке 1035 ст. У.У.С., а равно иметь контингент чинов, не привязанных к текущим перепискам и приспособленных к живой работе по изучению многих существенных вопросов на местах, побудила меня в конце июня сего года испросить у Вашего Высокопревосходительства разрешение на командирование в мое распоряжение нескольких состоящих при Вас чиновников особых поручений, избранных главным образом из состава прокуратуры. Мера эта за короткое время дала уже положительные результаты. Три губернских жандармских управления, доведенные до полного расстройства в делах, приведены ныне в полный порядок. Наряду с этим чиновники особых поручений Губонин, Савицкий и Дьяченко объездили с середины сентября до середины октября около 30 губерний по поручению Вашего Высокопревосходительства для собирания сведений об общественном движении и проверки деятельности розыскных учреждений, причем представленные ими доклады послужили весьма ценным материалом для направления розыска на местах, внесли обширные сведения во II-й Особый отдел по означенному движению в видах ознакомления вновь назначаемых губернаторов с местными условиями и использованы товарищем министра С.Е. Крыжановским. Те же чиновники особых поручений выполнили ряд расследований по отдельным случаям и до настоящего времени работа их не прерывается настолько, что является едва ли не более тяжелой, чем занятия лиц, служащих в отделениях.

Весьма существенное значение имело образование в Департаменте третьего вице-директорства, давшее возможность директору Департамента посвящать больше времени общим вопросам, а вице-директору М.И. Зубовскому удвоить свою работу по Особому совещанию. Вместе с тем столь серьезные отделения, как 2-й Особый отдел и 7 Делопроизводство, поставлены ныне под более близкий контроль.

3. 1-й Особый отдел.

Согласно существовавшему издавна порядку, наиболее секретные переписки и руководительство негласным розыском было сосредоточено в Особом отделе Департамента. Однако же мало-помалу в эту часть стали передаваться все переписки, относящиеся к общественному движению, под коими стали пониматься и происшествия самого разнообразного характера, как, например, столкновения поездов на железных дорогах и т.п. Благодаря этому я застал Особый отдел в составе около 80 служащих, причем чисто розыскные вопросы были совершенно задавлены массой данных и бумаг, ничего общего с розыском не имевших, а заведывавший отдел был безусловно лишен возможности проявлять какую-либо инициативу в руководительстве секретными расследованиями и знать личный состав охранных отделений. Наряду с этим оказалось, что переписки по аграрному движению, составляющему, несомненно, органическую часть общественного, находились почему-то в 3-м Делопроизводстве. В виду этого 7 июля сего года из Особого отдела образованы 2 отдела, из коих в 1-м остался негласный розыск, а во 2-м сосредоточены общественное и аграрное движения.

В первом Особом отделе вслед затем усилен личный состав приглашением двух опытных в розыскной части офицеров и кроме того к деятельности Отдела приближен начальник С-Петербургского охранного отделения, дабы этим дать возможность освещать и руководить работой провинциальных жандармских управлений и охранных отделений на основании указаний центральной агентуры, сосредоточенной при С-Петербургском отделении. Вслед затем все производство Отдела, распределявшееся ранее по районам империи, видоизменено в смысле дробления всех переписок по преступным организациям, и тем дана возможность Отделу правильно и целесообразно вести свое наблюдение не по случайным территориальным признакам революционного движения, а сообразно деятельности и предприятиям отдельных революционных групп. Дале мной было обращено внимание на то, что полная централизация всех, даже самых мельчайших данных агентурного и наружного наблюдения по всей империи создает для Департамента непосильную работу и медленность в использовании получаемого материала, каковой дефект уронил несколько авторитет Особого отдела, а с другой стороны создал совершенно беспомощное положение тех жандармских управлений, личный состав и средства коих устраняли всякую возможность организации розыска. По этим соображениям и другим мотивам, подробно изложенным в докладе моем от 8 сего декабря, с начала будущего года будет окончено сформирование 8 районных охранных отделений, задачей коих будет объединение деятельности всех жандармских управлений и розыскных органов, входящих в круг их ведения, и организация секретной агентуры и наружного наблюдения там, где это ныне отсутствует.

Убедившись в то же время в том, что ассигновавшиеся прежде губернским жандармским управлениям денежные средства были недостаточны для современных условий борьбы с революционным движением и, будучи выдаваемы в форме точно нормированных «авансов», приобрели характер предельных окладов, более которых не считалось возможным расходовать даже при явной в том необходимости, означенные авансы, согласно докладу моему от 30 июля, увеличены почти повсеместно втрое и ныне разрешено начальникам жандармских управлений не стесняться в агентурных издержках, но с тем, чтобы увеличение таковых происходило по мере фактического приобретения новых секретных сотрудников. Мера эта во многих местах дала уже положительные результаты, но в то же время обнаружила, к сожалению, в некоторых случаях полную непригодность жандармских чинов к выполнению их главной обязанности.

Далее, в видах установления секретного наблюдения в полосе отчуждения железных дорог, в сентябре сего года привлечены к агентурной деятельности и чины железнодорожной жандармской полиции, коей также на этот предмет отпущены средства. По-видимому, новизна этого дела для означенных офицеров является пока еще причиной несколько слабого развития такового, но есть надежда, что с учреждением районных охранных отделений начальники железнодорожных жандармских отделений получат надлежащее руководительство в этой сфере.

Независимо от сего, в целях сформирования агентуры в сельском населении, даны с июля сего года особые средства начальникам ГЖУ с предоставлением им права перепоручать это дело чинам общей полиции под своим руководством и ответственностью.

При этом практика розыскного дела убедила меня в том, что если в крупных охранных отделениях выработаны и усвоены приемы организации и ведения внутреннего и наружного наблюдения, то в остальных розыскных отделениях и особенно в ГЖУ отсутствует всякое знакомство с техникой этого дела. Этот серьезнейший недостаток вынудил меня озаботиться составлением при помощи осведомленных в этом деле лиц подробной «инструкции по организации и ведению негласного розыска», все главнейшие отделы коей уже изготовлены и посланы на заключение нескольких охранных отделений. К этому наказу будет приложено особое, также заканчиваемое наставление для филеров по запоминанию наблюдаемых не на основании даваемых ныне, нередко бессмысленных кличек («котелок», «хлястик», «цыганка», «тихая» и т.п.), а по особому способу, предложенному профессором Бертильоном («словесный портрет»). По окончательном изготовлении означенной довольно обширной инструкции, устанавливающей также и однообразие в делопроизводстве и регистрации по розыскной части; означенный наказ будет, по его утверждении г. товарищем министра, разослан во все охранные отделения и жандармские учреждения, которые с того времени получат впервые практические указания по одной из главнейших своих задач.

Наконец, в видах упорядочения наружного наблюдения, приняты уже с Вашего соизволения меры к предоставлению филерам прав государственной службы, что поднимет их положение, даст возможность делать более строгий выбор для пополнения этой категории служащих и создаст, наконец, твердый порядок их ответственности за должностные проступки.

К недостаткам учреждения Особого отдела нельзя не отнести отсутствия в нем сведений о личном составе чинов охранных отделений и других розыскных органов. Помимо неосуществимости при таких условиях надлежащего наблюдения за их деятельностью, крайне затруднительно учитывать соответствие личного состава работе, выпадающей на долю данного учреждения, а равно и разрешение вопросов о замещении открывающихся вакансий. Ввиду этого лично у заведывающего особым отделом ныне заведена книга служащих по розыскной части, в которой будут сосредоточиваться все сведения, необходимые для правильного разрешения упомянутых вопросов.

Стремясь в то же время прийти на помощь представителям власти в деле борьбы с революционным движением в тех местностях, где не существует жандармских управлений, я, с разрешения г. товарища министра, вошел уже в сношение с подлежащими местными генерал-губернаторами и губернаторами относительно условий, на основании коих в названных местностях мог бы быть учрежден жандармский надзор для организации розыска и производства дознаний, причем такие запросы посланы уже Туркестанскому, Иркутскому и Приамурскому генерал-губернаторам, а также военным губернаторам Уральской и Тургайской областей.

Что касается до заграничной агентуры, то деятельность ее, вследствие отлива революционных сил из заграницы в Россию, несколько ослабла и только в последнее время стала оживляться благодаря новому стремлению преступных агитаторов покидать отечество под давлением репрессивных мер. Организованная при помощи той же агентуры борьба с водворением оружия в пределы империи оказалась недействительной, а потому в минувшем октябре ей приданы новые формы, целесообразность коих может определиться лишь по возобновлении навигации в будущем году. Для целей той же борьбы сформированы два отряда Департамента по сухопутной границе с Пруссией (в середине августа) и по побережью Балтийского моря (во второй половине сентября – при поддержке судов крейсерской флотилии и пограничной стражи). Система эта не дала пока достаточных результатов для суждения о ее пригодности, но имела своим несомненным последствием прекращение контрабандного водворения оружия в целом ряде пограничных пунктов.

Кроме того, в видах установления более правильных и быстрых приемов сношений по делам заграничного розыска, я в октябре сего года установил непосредственные отношения с Берлинской, Бернской и Женевской полициями, причем ими негласно принят и особый шифр Департамента для переписки.Ввиду отдаленности некоторых пунктов Европы от Парижа, где находится заведывающий иностранной агентурой, из ведения его изъята агентура по Галиции и Балканскому полуострову, из коих первая связана теперь с Варшавой, а вторая с Одесским районных охранным отделением.

4. Новый регистрационный отдел Департамента.

В Департамент полиции, при его огромной деловой переписке и серьезной розыскной деятельности, особо существенное значение имеет правильная и планомерная регистрация поступающих сведений по алфавитам, а равно и организованная фотографическая часть. По первому из этих вопросов было допущено учреждение почти в каждом делопроизводстве особых алфавитов, система коих притом же была совершенно разнообразна. Поэтому наведение справок для розыскания дел или составления докладов требовало много времени и стояло в зависимости от того, обойдет ли все алфавиты чиновник, коему поручено наведение данной справки. Кроме того почти во всех делопроизводствах установлена «дуговая» форма алфавитов, весьма несовершенная и требующая очень много места, каковое условие весьма неудобно при крайне тесном помещении Департамента. Указанные отрицательные свойства регистрации вынудили меня слить все алфавиты в один и устроить его по новейшей системе «Гинце» (Берлин). В настоящее время все алфавиты перенесены в зал Архива, где устанавливаются выписанные из Берлина ящики «Гинце» и таким образом с 1 января 1907 года, без ущерба для текущей работы Департамента, начнет формироваться центральный алфавит по особой инструкции, уже составленной на сей предмет. Что касается до фотографических карточек лиц, обвиняемых в государственных преступлениях, то в этом отношении не было абсолютно никакой системы и потому и по сейчас нельзя установить задержанное лицо, если действительная фамилия его неизвестна, хотя бы карточка его и была в Департаменте. Между тем выработанные профессором Бертильоном и усовершенствованные во многих местах приемы регистрации преступников давно устранили те недочеты в этом деле, которыми и поныне страдает Департамент полиции. Поэтому в настоящее время уже выработаны подробные инструкции по изготовлению фотографических карточек в будущем, а в Департаменте сформирована правильная их классификация и регистрация по научным выводам Бертильона, причем эта новая регистрация приведена в прямую связь с центральным алфавитом. Сообразно той же системе теперь классифицируются и приводятся в порядок по особым альбомам прежние фотографические карточки, которые таким образом вскоре дадут богатый и, по возможности, правильно сообразованный материал для расследования. В связи с этим стоит и дело издания розыскных циркуляров, составляемых теперь по отдельным делопроизводствам без использования совокупности всех полезных сведений по Департаменту и без определенной системы с включением в эти циркуляры массы лишних сведений. Составление этих циркуляров ныне объединено, и вместе с центральным алфавитом и фотографическим бюро составит образуемый с 1 января новый «регистрационный отдел» Департамента под начальством чиновника особых поручений г. Лебедева.

5. Из существовавших прежде при Департаменте отдела прессы и секретного отдела (ротмистра Коммисарова) первый с сентября месяца передан в Главное управление по делам печати, а второй 18 июня сего года упразднен по приказанию Вашего Высокопревосходительства.

Б. Часть Вице-директора действительного статского советника Н.П. Зуева.

I Делопроизводство.

Это Делопроизводство ведает инспекторскую часть по общей полиции, все кредиты (кроме агентурных), дела о личном составе Департамента, пенсионную часть и награды. Перечень этих функций свидетельствует о крайне сложной работе, лежащей на этом отделении, едва ли не самом обширном во всем Департаменте, а в то же время соединение в нем таких вопросов, как кредиты и, например, пенсии и награды, представляется случайным. В то же время расходование тех же кредитов (главным образом, секретных сумм) на «агентурные надобности» сосредоточено почему-то в III Делопроизводстве, а нередко производится и по I Особому отделу, в зависимости от возникновения расхода из той или другой переписки. Поэтому и в целях как облегчения I Делопроизводства, так и приведения в порядок финансовой части Департамента, вводится новое распределение занятий, причем все кредиты, а также пенсионная часть будут сосредоточены в III Делопроизводстве, а инспекторская часть, дела по полицейской страже и личному составу Департамента, переписки о благонадежности должностных лиц и награды образуют ведомство I Делопроизводства.

II Делопроизводство – ведает законодательные вопросы и изменений в нем не предположено.

III Делопроизводство. Как выше изложено, из него переданы дела об аграрном движении во II Особый отдел, а затем из него же отойдут переписки о разрешении на пользование оружием – в I Особый отдел, дела о монастырях и прессе- во II Особый отдел и сообщение сведений о неблагонадежности по запросам – в I Делопроизводство, и таким образом это делопроизводство будет ведать исключительно кредиты и пенсии,

В. Часть вице-директора статского советника М.И. Зубовского.

IV. Делопроизводство временно не существует.

V. Делопроизводство ведает гласный надзор полиции и исполнение постановлений Особого совещания. Изменений в его организации не производилось.

VI. Делопроизводство занято подготовкой и частью исполнением докладов по Особому совещанию, причем в нем реорганизации не предстоит.

VI-А Делопроизводство образовано с разрешения г. товарища министра в видах ускорения производства дел по пересмотру постановлений Особого совещания, состоявшихся до 27 апреля сего года, а затем и позднейших. Первоначально пересмотр этот производился в присутствии названного совещания, но затем, с целью большей быстроты направления этих переписок, было сформировано временно упомянутое дополнительное делопроизводство, которое и подготовляет доклады непосредственно г. товарищу министра. Всего за полугодие составлено 2081 таких докладов о 7591 лице.

Г. Часть Исп. об. Вице-директора статского советника Н.П. Харламова.

VII Делопроизводство.

В нем сосредоточено наблюдение за дознаниями о государственных преступлениях и арестантская часть. Это отделение является одним из обширнейших и требовало особенных забот по его организации, так как порядок ведения в нем дел вызывал постоянные и основательные нарекания. С назначением нового делопроизводителя положение вещей в этом отделении несколько улучшилось, но оставляет желать многого. Причинами этого были как не совсем удовлетворительный состав ближайших помощников начальника отделения и отсутствие правильной системы распределения работы, так и значительное осложнение работы (во второе полугодие 1905 г. заведено 4318 дел, а за отчетный период 5785). В настоящее время уже выработан проект совершенно новой постановки дела в отделении, который, в связи с учреждением регистрационного отдела, будет введен в действие около 10 будущего января. В основание предположенных мер положено деление на районы и введение новой системы настольных реестров, которые дадут возможность иметь в каждое данное время понятие о положении дознаний в каждом губернском жандармском управлении и следить как за правильным их движением, так и за содержанием под стражей лиц, обвиняемых в государственных преступлениях.

II Особый отдел.

Выделен 7 июля сего года из прежнего Особого отдела и заключает в себе дела по общественному и аграрному движению, причем с 1 января в него войдут переписки о прессе и монастырях. Со времени сформирования II Особого отдела в нем введено новое распределение делопроизводства по губерниям, причем заведены особые на каждую губернию настольные книги, в которые включаются все существенные данные, касающиеся, между прочим, и дислокации войск. К этим же книгам отнесены все материалы, почерпнутые из командировок чиновников особых поручений по центральным губерниям, так что через некоторое время книги эти будут давать весьма обстоятельную картину положения вещей в губерниях и могут приносить существенную пользу как дел принятия общих мер высшим начальством, так для лиц, назначаемых на должности губернаторов и вице-губернаторов. В ближайшем времени я предполагаю переименовать II Особый отдел в IV Делопроизводство (ныне вакантное).

Из изложенных выше обстоятельств Ваше Высокопревосходительство изволите усмотреть, что почти весь Департамент полиции, исключая трех Делопроизводств, подвергнут существенной реорганизации. Часть этих мер переустройства уже дала благоприятные результаты, значение же прочих определится в ближайшем времени. Одной из предстоящих задач управления вверенным мне учреждением является улучшение его личного состава, главным образом, в среде нижних служащих. При установленных дешевых нормах первоначального жалованья для них (от 40 руб. в месяц) и вошедшем в обычай праве их заниматься только до 5 часов дня, состав этой категории чинов Департамента достиг весьма значительного размера по количеству, но далеко не по качеству. Вследствие этого и в силу разрастающейся работы укоренилась система особых вечерних занятий за высокую плату, причем мной обнаружены в этой области злоупотребления, выразившиеся в опоздании и даже неявке на дневные работы некоторых из тех, кто за три-четыре вечерние часа почти удваивал свое месячное содержание, не увеличивая в сущности пользы для дела от своего труда. Это обстоятельство побудило меня обратить внимание начальников отделений на необходимость систематического удаления неудовлетворительных работников без замены их новыми, но с тем, чтобы на освобождающиеся таким образом ассигнования увеличивался заработок исправных чиновников. Последним при этом будет вменено в обязанность заниматься в Департаменте столько времени, сколько требуют текущие дела, без всяких добавочных приплат. Тем же рачительным чиновникам, кои еще не пользуются правами государственной службы, таковые будут присваиваться в силу закона 5 октября сего года.

Кроме того, стремясь обеспечить судьбу лиц, отдавших честно свой труд Департаменту, я занялся ныне выработкой устава особой пенсионной кассы, средства коей могли бы в будущем служить восполнением небольших пенсий, назначаемых низшим служащим по закону. Разработанный проект по этому вопросу я буду иметь честь представить на Ваше благоусмотрение. Наконец, в настоящее время я озаботился приведением в ясность вопроса о положении существующей уже несколько лет в Департаменте ссудно-сберегательной кассы служащих, в которой несколько лет тому назад была совершена растрата в сумме до 10 000 рублей, до сего времени не возмещенная полностью.

Настоящим докладом я довел до сведения Вашего Высокопревосходительства о том общем положении, в котором находится организация Департамента полиции. Прияв своим долгом внести упорядочение в это учреждение, я, по мере сил и времени, выполнил в этой области часть мер, которые при кратком управлении мной Департаментом казались мне очевидно-необходимыми.

К сему считаю долгом присовокупить, что достигнутые уже цели по реорганизации порученных ведению Департамента дел всецело должны быть отнесены к упорной и единодушной работе подчиненных мне лиц, из коих старшие участвовали в обсуждении и выполнении проектировавшихся мер, а младшие своей усердной работой содействовали беспрепятственному и быстрому проведению этих начинаний в жизнь. Смею надеяться, что все мои сотрудники, проявившие в течение минувшего полугодия указанные отличные служебные качества, докажут и в дальнейшем свою преданность долгу работой в переустроенном Департаменте, в чем поддержкой для них всегда останется одобрительное слово их министра.

Директор Трусевич

1 января 1907 г.

Резолюция П.А. Столыпина: С большим интересом прочел настоящую записку. При переживаемом нами историческом кризисе, вызвавшем путаницу понятий, Д[епартамен]т полиции должен обладать большой силой приспособляемости применительно все к новым проявлений общественных течений. В этом отношении я вижу большую работу, которая, даст Бог, увенчается и полным успехом.

Резолюция М.И. Трусевича: Объявлено 5 января гг. вице-директорам и начальникам отделений.

ГАРФ. Ф. 102. Оп. 288. Д. 33. Л. 80-91.Подлинник.