19 июня 1906 г. Записка директора Департамента полиции М. И. Трусевича об организации политической полиции.
ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 16. Л. 9-13 об.

В отношении организации и порядка деятельности чинов Корпуса жандармов имеют руководящее значение нижеследующие статьи Кн[иги] III Св[ода] воен[ных] пост[ановлений].

Ст. 656: «Шеф жандармов действует по строевой, хозяйственной, инспекторской и военно-судебной частям через Штаб Отд[ельного] корп[уса] жанд[армов], а по предметам, относящимся до обнаружения и исследования преступлений чинами корпуса – через Департамент полиции М[инистерст]ва вн[утренних] дел».

[Ст.] 679. Начальники всех жанд[армских] управлений и команд и все штаб- и [обер-]офицеры, состоящие в этих частях, а равно офицеры жанд[армских] дивизионов назначаются командиром корпуса его приказами по корпусу.

Ст. 658. Губернские и областные жанд[армские] управления, а равно все жанд[армские] части в губернии или области подчиняются начальникам названных управлений, за исключением жанд[армских] полиц[ейских] управлений жел[езных] дорог и СПб дивизиона, к[ото]рые подчинены начальнику Штаба Отдельн[ого] корп[уса] жандармов.

Ст. 689. Чины Отдельного корпуса жанд[армов] назначаются для исполнения обязанностей 1) по обнаружению и исследованию преступлений; 2) по охранению внешнего порядка, благочиния и общественной безопасности в районе железных дорог; 3) по содействию местным гражданским властям для охранения порядка и внутренней безопасности в случаях, указанных в прилож[ении] к ст. 316 т. II Св[ода] Зак[онов]; 4) по просмотру паспортов в некоторых портах и пограничных местах империи; 5) по надзору за содержащимися в местах заключения государственными преступниками и лицами, обвиняемыми в госуд[арственных] преступлениях и 6) по несению военно-полицейской службы в пределах крепостей и их районах.

[Ст.] 701. Никакие служебные обязанности, не поименованные в предш[ествующих] статьях не могут быть возлагаемы на чинов Отд[ельного] корпуса жандармов, без предварит[ельного] на то согласия Шефа жандармов.

Содержанием 656 и 658 ст. означ[енной] кн[иги] Св[ода] воен[ных] пост[ановлений] совершенно строго определяются функции командира и Штаба корпуса жанд[армов] с одной стороны и Д[епартамен]та полиции с другой, причем кажущееся сомнение вызывает текст 658 ст., согласно коей жанд[армские] полицейские управления жел[езных] дорог подчинены начальнику Штаба корпуса и таким образом, как будто бы, к кругу ведения Д[епартамен]та полиции не относятся. Однако же, как текст этой статьи, так и положение, занимаемое ей в ряду других положений, приведенных выше, не оставляет сомнений в том, что она содержит в себе лишь исключение из общего правила о подчиненности губернских органов жандармского корпуса непосредственно командиру корпуса, исключение, устанавливающее между командиром корпуса и жел[езно]дорожными управлениями особое начальство в виде начальника Штаба, облеченного самостоятельной властью. При этом, однако, содержание этой власти не устанавливается никакими законными положениями, определяется, естественно, общим руководящим началом, выраженном в 656 ст. и заключающимся в том, что Штабу корпуса чины такового подведомственны только в строевом, хозяйственном, инспекторском и военно-суд[ебном] отношении.

Исходя из этих соображений и останавливаясь на всех функциях чинов Корпуса жанд[армов], перечисленных в 689 ст. III кн. Св[ода] в[оенных] п[остановлений], надлежит признать, что таковые сводятся к двум главнейшим группам:

А) исследовании преступлений и

Б) предупреждении и пресечении преступлений в области обнаружения преступлений, содействия гражданским властям, просмотра паспортов на пограничных пунктах, несения полиц[ейской] службы в крепостях и надзора за политическими заключенными.

Все эти обязанности чинов губернских и жел[езно]дор[ожных] управлений входят прямо в круг ведомства Д[епартамен]та полиции, согласно изложенной выше 656 ст. III кн[иги] Св[ода] в[оенных] п[остановлений] и …1 ст. Учр[еждения] Мин[истерств] т. 1 Св[ода] зак[онов]. В этом отношении, однако, практикой уже установлено одно исключение, заключающееся в том, что жел[езно]дор[ожные] ж[андармские] управления подчинены Штабу корпуса в отношении обнаружен[ия] и исследования общеуголовных преступлений в полосе жел[езно]дор[ожного] отчуждения, к изменению какового порядка, казалось бы, и ныне нет достаточных практических оснований. Но в то же время деятельность тех же жел[езно]дорож[ных] ж[андармских] управлений в сфере политического розыска и производства форм[альных] дознаний должна находиться только под руководством Д[епартамен]та полиции. Таким образом, последний охватывает своим наблюдением и руководством всю деятельность чинов Корпуса жандармов по производству розысков и дознаний по политическим делам, т.е. за исключением обследования общеугол[овных] прест[уплений] на жел[езных] дор[огах] всю работу означ[енных] должностных лиц, работу наиболее серьезную и ответственную, особенно ту, к[ото]рая сосредоточена в охр[анных] отделениях. Помимо этого тот же Д[епартамен]т снабжает означ[енные] жандармские органы денежными средствами на выполнение их обязанностей, достигающими около 2 ½ миллионов, удовлетворяет их в соответствующих случаях достаточными окладами, пособиями, и т.п. И в то же время Д[епартамен]т устранен формально от решения вопросов всей организации личного состава поименованных учреждений, т.е. поставлен в совершенно исключительную необходимость, как ни одно установление в империи – осуществлять свои главнейшие задачи через исполнителей, в выборе, назначении места пребывания, награждении и ответственности коих он лишен всякого участия, т.к. истребование заключений Д[епартамен]та по этим предметам стоит в зависимости от усмотрения. Благодаря такой постановке дела возможны назначения на должности по губ[ернским] ж[андармским] упр[авлениям] лиц, совершенно непригодных, по сведениям Д[епартамен]та к несению возлагавшихся на них обязанностей, награждения чинов корпуса, о коих имелись отрицательные данные, перемещения штаб-квартир офицеров и пунктов унтер-офицеров не согласно с видами Д[епартамен]та и т.п. При этом однако участие Д[епартамен]та в подобного рода вопросах, казалось бы, вытекает отчасти и из того соображения, что высшим начальником жандармского корпуса является лицо, совмещающее в себе должности м[инистра] в[нутренних] д[ел] и Шефа жандармов и выполняющее свои функции через два подведомственных ему учреждения – Д[епартамен]т полиции и Штаб корпуса, причем едва ли допустимо предположение, чтобы в силу права жандармского корпуса распоряжаться назначениями и увольнениями офицеров корпуса, м[инист]р внутр[енних] дел по Д[епартамен]ту полиции был лишен невольно осведомленности, но даже и участия в вопросах, касающихся личного состава учреждений, осуществляющих его власть по охранению госуд[арственного] порядка и предупреждению и пресечению преступлений. Практически означенные неудобства влекут за собой возражения Д[епартамен]та полиции против тех или других приказов по корпусу уже после приведения их в исполнение, причем если бы министр и признал замечания по сему предмету Д[епартамент]а полиции справедливыми, то принятие мер к удовлетворению его ходатайств спровоцировало бы слишком серьезные осложнения в форме отчисления от должности и т.п.

Наряду с этим Д[епартамен]ту полиции более, чем кому–либо, хорошо известны подлежащие поощрению или отрицательные качества служебной деятельности работающих под его руководством офицеров корпуса, к коим должны быть причислены также и чины жел[езно]дор[ожных] ж[андармских] управлений, а потому устранение Д[епартамен]та от разрешения существеннейших вопросов личного состава управлений и охр[анных] отд[елений] является, по-видимому, лишь результатом отсутствия в законе детальных по сему предмету постановлений, подлежащих разъяснению властью м[инист]ра в[нутренних] дел [и] шефа жандармов.

На основании приложенных соображений и ввиду того, что приведенные недочеты в организации корпуса влекут за собой существенный ущерб для наиболее серьезных интересов дела борьбы с развивающейся крамолой, представлялось бы необходимым создать более тесную связь двух сосредоточивающих в себе осуществление власти МВД учреждений в указанных выше вопросах личного состава. С этой целью желательно разъяснить существующие законоположения в том смысле, что всем без исключения назначениям на должности, перемещениям по службе, а равно награждениям, увольнениям от службы и отчислениям от должности по губернским, жел[езно]дорожн[ым] жанд[армским] управлениям и охран[ным] отделениям, а также и переменам в распределении штаб-квартир офицеров и пунктов унтер-офицеров, предшествовали предварительные письменные соглашения командира корпуса с дир[ектором] Д[епартамен]та полиции по инициативе одного из них, причем в случаях разномыслия их по упомянутым предметам, таковые разрешались бы г. Шефом жандармов по совместному докладу ком[андира] корпуса [и] д[иректора] Д[епартамента] п[олиции]. Кроме того в силу указанных выше статей закона и соображений о роли Д[епартамен]та полиции в руководительстве розыском и дознаниями по полит[ическим] делам, является последовательным, чтобы Штаб кор[пуса] жанд[армов], в случаях необходимости каких-либо вытекающих из его производств указаний по обнаружению и исследованию преступлений, кроме общеуголовных, учиненных в пределах полосы жел[езно]дор[ожного] отчуждения, не делая ни письменных, ни словесных разъяснений, сказал о сем на распоряжен[ие] дир[ектора] Д[епартамен]та полиции.

Резолюция: Переписать в форме записки 19. VI.

ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 16. Л. 9-13 об. Автограф.

1 В тексте оставлено место.