Секретно

22 июня 1908 года

№ 116748.

Его Превосход[итель]ству Н.В. Плеве

Милостивый государь, Николай Вячеславович,

Вследствие писем от 8 марта и 6 мая за №№1234 и 2280 имею честь сообщить Вашему Превосходительству, что в целях общего плана обороны Государства, по моему мнению, надлежало бы принять, как меры общегосударственного характера, требующие увеличения сметных ассигнований, так равным образом со стороны Министерства внутренних дел, специально по Департаменту полиции, могут быть сделаны особые распоряжения, направленные к усилению органов государственной власти и к содействию успешного проведения мобилизации.

Обращаясь к перечислению мероприятий первого рода, я признаю необходимым отметить следующее: 1) по всей границе обратить особое внимание на проживающих в приграничных районах в значительном количестве иностранцев, которые, арендуя имения, служа на железной дороге, на фабриках, заводах и т.п., с одной стороны сообщают иностранным властям сведения о тех или других слабых сторонах нашей обороны, с другой же стороны являются опорными пунктами для иностранных лазутчиков, а с открытием военных действий и для передовых отрядов неприятельских войск.

Представлялось бы целесообразным в законодательном порядке или особым высочайшим повелением совершенно воспретить иностранцам как службу на всех железных дорогах империи, так и проживательство их в крепостях и в сельских местностях, имеющих стратегическое значение, под какими бы то ни было предлогами.

С своей стороны Министерство внутренних дел, хотя и ведет наблюдение за всеми иностранцами, но надзор этот, являясь лишь наружным, не может предупредить тайных сношений иностранцев с своими государствами и в особенности сообщения сведений, относящихся к железным дорогам.

2) Обратить внимание на усиление надзора за населением крепостных районов, для чего необходимо усилить состав крепостных жандармских команд назначением на каждого унтер-офицера, хотя бы трех рядовых в постоянное распоряжение начальников команд, так как ныне существующий порядок назначения для военно-полицейской службы в крепостях очередных патрулей от войск не достигает цели;

жандармские же унтер-офицеры при их малочисленности и обширности участков лишены возможности вести более или менее правильное наблюдение за подозрительными лицами.

3) Необходимо объединение действий военного ведомства и органов Департамента полиции по негласному наблюдению за прибывающими в пределы империи иностранными лазутчиками и особенно по надзору более трудно уловимых местных жителей и чинов разных ведомств, продающих иностранцам различные сведения, имеющие значение в военном отношении.

В этих целях было бы полезно установить постоянный живой обмен всех необходимых сведений, получаемых так называемым «агентурным» путем, как штабами военных округов, так и окружными же розыскными учреждениями Департамента полиции (районными охранными отделениями). С своей стороны органы эти, как осведомленные в технике негласного розыска и наружного секретного наблюдения, могли бы принести немалую пользу при условии, конечно, отпуска на этот предмет необходимых средств на содержание внутренних и наружных агентов; чины же окружных штабов, ведающие контрразведческой частью, могли бы в свою очередь ознакомливаться с приемами розысков в подлежащих охранных отделениях и жандармских управлениях. Подробные секретные указания по этому вопросу могли бы быть выработаны особой комиссией с участием специалистов по розыску от военного ведомства и от Департамента полиции, при условии объединения всего контр-шпионского дела в руках командующих войсками.

4) Образовавшееся таким образом бюро из лиц, ведающих розыском в пределах военного округа, могло бы вести борьбу и с нарастающим в последнее время революционным движением в войсках, опасность которого в интересах государственной обороны нельзя не признать слишком серьезной.

5) Желательно было бы, чтобы при разработке новых положений о полевом управлении армией и управлении тылом армии принята была во внимание необходимость планомерной борьбы с иностранными шпионами во всех видах и точно определены обязанности и штаты состоящих при армиях жандармских офицеров, при условии подчинения последних непосредственно начальникам штабов армий; по этому вопросу необходимо было бы затребовать заключение от Штаба Отдельного корпуса жандармов.

6) Наконец, в настоящее время обращает внимание недостаточный штатный состав полиции на Дальнем Востоке и в Средней Азии, что не может не отразиться на успешности общего надзора за настроением и деятельностью населения окраин; вопрос о соответствующем увеличении штатов полиции на окраинах тесно связан с необходимостью отпуска на этот предмет специального кредита.

Переходя далее к мероприятиям второго рода, считаю долгом присовокупить, что мною уже отдано распоряжение войти в сношение с губернаторами по вопросу о том, чтобы при объявлении на военном положении стратегических железных дорог не ограничиваться узкой полосой отчуждения, но объявлять на военном положении и все уезды, через которые проходит железная дорога.

Кроме того, особым циркуляром подтверждается и напоминается губернаторам неотложность приведения в порядок всех дорог, мостов и других сооружений, имеющих значение в стратегическом отношении и на необходимость полного единения с военным начальством при выполнении всех мобилизационных предложений.

Что касается собственно усиления административной власти на окраинах, считаю необходимым отметить, что в настоящее время административная власть на всех окраинах усилена уже введением одного из исключительных положений; в случае же принятия в законодательном порядке нового проекта об исключительном положении, означенный вопрос должен будет получить разрешение на основании этого закона.

Прошу Ваше Превосходительство принять уверение в искренней преданности и глубоком уважении.

Заверенная копия.

ГАРФ. Ф. 102. Д-7. 1908 г. Оп. 205. Д. 3 ч. 6. Л. 12-14. Заверенная копия.